Где ты, "иго монгольское" ?

type:, atr:,, title:Где ты, 'иго монгольское' ?

мы подошли к одному из краеугольных камней, лежащих в основе российской исторической науки – "монголо-татарскому" игу. При внимательном изучении камень этот оказывается шатким. Изучать эту тему по российским источникам просто невозможно – описание ига сплошь и рядом изобилует откровенными нелепицами и логическими нестыковками даже соседних абзацев, не говоря уже о разных книгах и разных авторах.


type:, atr:,, title:Где ты, 'иго монгольское' ?

type:, atr:,, title:Где ты, 'иго монгольское' ?
«Александр Невский в Орде»

Например, как можно всерьёз относиться к чепухе типа: «Слава о подвигах Александра Невского росла не по дням, а по часам. Даже жёны монгольских ханов стали пугать его именем своих детей. Когда в 1246 г. скончался великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, братья Александр и Андрей отправились в Золотую Орду, где ярлык на великое княжение получил князь Андрей».

Напомню читателю, что ярлык – это документ, выдававшийся ханом, подтверждающий право русского князя на владимирский престол. Если верить описаниям тех же историков, процедура выдачи ярлыка выглядела следующим образом: русские князья лежали, павши ниц перед ханским шатром в ожидании решения. В зависимости от собственного настроения и капризов ханши, монгольский хан мог дать ярлык, а мог приказать сделать князю «яссык».

Еще один подобный пример исторической «достоверности»: «… В 1393 г. великий полководец Тамерлан (он же Тимур) разгромил Золотую Орду, перешел Волгу и двинулся на Русь. Василий I собирал войско со всех концов страны. Для успокоения жителей столицы в Москву была направлена икона Владимирской Божьей Матери. 26 августа 1395 г. икону встречали москвичи. Улица, по которой ее вносили в город, получила название Сретенка (встреча). Святыню крестным ходом пронесли вокруг города. В эти же дни Тамерлан увидел во сне огромное небесное воинство и сонм грозивших ему святых. Великий завоеватель без сражения покинул земли Руси. В честь этого события был установлен русский национальный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день в 1941 г. по приказу Сталина на Красной площади прошел парад войск, которые прямо с нее отправлялись на фронт. Снегопад не позволил фашистам нанести по параду авиационный удар. Похоже, что и на этот раз Пресвятая Богородица защищала русское воинство…»
Товарищи российские историки, ну нельзя же так недооценивать умственные способности своих читателей! «Русский национальный» праздник Покрова на самом деле был установлен в честь явления Пресвятой Богородицы во Влахернском храме Константинополя в 910 году. Тогда еще даже прорицатели не предсказывали появление российского государства. В тот день сарацины напали на столицу Византии и Дева Мария, в ответ на молитвы верующих покрыла город густым туманом, спасшим Константинополь от врагов. Российские историки, не задумываясь, приспосабливают закон Божий к нуждам государственной идеологии. Если бы они заглянули в святцы, они узнали бы, что праздник Покрова всегда отмечался 1 (14) октября, а не 26 августа. Снегопад, скрывающий марширующих красноармейцев от немецкой авиации, скорее всего, шел 7-го ноября. 26-го августа 1941 года, наверное, было еще тепло, да и немцы вряд ли долетели бы тогда до Москвы. Нет смысла называть книги, из которых сделаны эти выдержки. Внимательный читатель сможет найти нечто подобное почти в любых российских массовых книгах, написанных на историческую тему.

Если небылицы, приведенные выше, встречаются в литературе, рассчитанной на взрослых людей, способных критически оценивать их содержание, то от российских книг, которые предназначены детям, просто встают волосы дыбом на голове. Речь идет о русских народных сказках, значительная часть которых приучает детей к восприятию подлости и немотивированной жестокости как нормальной линии поведения. Предлагаю читателям найти на полках свои уже забытые книжки с русскими сказками и критически оценить, стоит ли их давать читать своим детям. Если законодательно запрещено распространение порнографии и литературы, пропагандирующей "национальную нетерпимость", то почему же государство само печатает намного более опасные произведения?

Нет никаких археологических находок, дающих чёткое представление о "монгольском государстве". Было ли оно? Как выглядели татары? Большинство используемых российскими историками рисунков сделаны наши дни, либо в недавнем прошлом: в XVIII – XX веках. Изображённые на них татары – это тюрки, одетые исключительно в туркменские халаты, с кривыми саблями, на низкорослых лошадях, впервые описанных Пржевальским в XIX веке. Сборщики дани – баскаки, судя по современным картинам тоже из далёких южных степей.
Тем не менее, по свидетельству тех же историков, татарская одежда отличалась от русской только тем, что запахивалась налево. При отсутствии стандартов и массового швейного производства даже эта разница представляется надуманной. Попробуем на средневековых миниатюрах найти разницу между русскими и татарами.
В отличие от арабских и китайских изображений воинов Чингиз-хана, на миниатюрах из русских летописей, посвященных игу, татары выглядят почему-то вполне по-европейски. У их «хана» на голове даже видна королевская корона. Может быть, русские летописцы не умели рисовать по-другому? Но ведь Батый дошёл до Польши и Венгрии. Как выглядели татары дошедшие туда?

Посмотрим, как же монголов изобразили на картине, посвященной битве с ними поляков и тевтонов под Легницей. Согласно традициям того времени, свои погибшие воины отправляются на небо, а противники – прямо в ад. Для нас важен, в первую очередь, облик монголов. Чтобы отличить европейских рыцарей от монгольских, нужно быть хорошим специалистом по средневековой геральдике. Если художники привыкли одинаково изображать и своих воинов, и противника, почему же так тщательно прорисовано отличие в оружии? Здесь монголы вооружены вполне европейским, а точнее византийским оружием – фальшионами.

Может быть, русские летописцы основное внимание уделяли тексту, а к рисованию миниатюр относились халатно? Вот уж нет. Переводить впустую дорогой пергамент было в те времена непозволительной роскошью. Летописцы могли в угоду своим правителям тенденциозно преподнести какое-либо событие, но в небрежности их обвинить нельзя. Например, на приведенной здесь русской миниатюре, посвященной Ледовому побоищу, читатель без труда отличит "псов-рыцарей" от воинов Александра Невского. Почему же на миниатюрах, посвященных нашествию Батыя, происходившему в ТО ЖЕ ВРЕМЯ, русские и татары изображены ОДИНАКОВО?
Во время осады Киева Батыем в 1240 году оставшиеся в живых защитники закрылись в каменной Десятинной церкви. "Монголы" разрушили церковь стенобитными машинами («пороками»), погребя под обломками последних защитников Киева. Можно ли разрушить толстые каменные или кирпичные стены с помощью метательных машин, не использующих силу взрыва? Считается, что раньше такие машины были. Следует отметить, что законы физики действовали даже до их открытия и описания нашими современниками. Каким бы ни было устройство механизма, производимая им работа ограничивается источником энергии. В средневековых катапультах и баллистах энергия сначала накапливалась за счёт натяжения эластичного элемента или подъёма груза. Затем потенциальная энергия превращается в кинетическую. Какие бы небылицы не писались о неогнестрельных средневековых чудо - орудиях, разрушительная сила их снарядов даже на близких дистанциях уступает пуле современной винтовки. А ведь для защиты расчетов, от стрел оборонявшихся нужно было стрелять со значительного расстояния. Для разрушения каменной стены толщиной в несколько метров, а тем более здания, требовались бы в лучшем случае тысячи точных попаданий. С учётом кучности стрельбы и скорострельности средневековых осадных орудий, можно говорить о том, что защитники Десятинной церкви скорее бы умерли от голода, чем от обрушения здания. Катапульты и баллисты во времена средневековья использовались в основном для разрушения деревянных стен и поджога внутренних построек замков, или против людских масс. Поэтому они и называются «осадными машинами», а не «стенобитными».

Нигде не сказано о том, что «пороки» – это холодное оружие. Логика в описанных выше событиях появляется только в том случае, если «пороки» – это прототипы пушек. Но огнестрельное оружие требует громоздкого производства пороха и снарядов точного размера. Кочевники не могут возить с собой целый завод. Значит, "монголы" не были кочевниками?
Российские историки пишут о том, что отец Александра Невского – Ярослав был отравлен на приёме у ханши в столице орды – Каракоруме, расположенном в районе озера Байкал и скончался 20 сентября 1246 года. Похоронен он был во владимирском Успенском соборе. Может быть, тело князя не успело разложиться до похорон потому, что Каракорум находился совсем не так далеко, как об этом пишут российские историки? Версия о том, что князя отравили медленным ядом, а до Руси он доехал сам, где и умер – тоже вызывает сомнение. При средней скорости передвижения 20 км/день, князь после отравления должен был провести в седле ещё 250 дней. Не много ли для умирающего человека?

Итак, согласно традиционной истории, "монголы", жившие за многие тысячи километров от Руси, держали её в подчинении почти триста лет. В истории есть примеры того, как армии во время походов проходили значительные расстояния. Но ведь речь идет не о разовом набеге, а об "иге", т.е. о поддержании в течение длительного времени системы власти над другим государством. Для этого было необходимо обеспечение быстрого и надежного сообщения между Монголией и Русью. Каким образом? Например, в Новом Свете индейцы-инки и ацтеки, для того, чтобы иметь возможность быстро перебрасывать армию из одного удаленного региона страны в другой, построили целую систему первоклассных дорог, сохранившихся и поныне. Если "иго" было действительно навязано народом, пришедшим из далеких "монгольских" степей, то первое что должен был сделать Батый для укрепления безопасности своей власти – это начать строительство подобия Байкало-Амурской магистрали. Качество такой дороги должно было быть высоким. Ведь по ней должны были ездить не только воины, но чиновники и гонцы. Разумеется, для надежного и интенсивного сообщения необходимо было несколько подобных трасс. В противном случае, отправившиеся на подавление русского восстания "монголы", пробираясь через тысячи километров непроходимой тайги могут состариться. Существовал ли средневековый БАМ? Нет. По крайней мере, нет никаких следов существования такого пути. Даже столетие спустя после падения "ига", в путь через сибирскую тайгу к Монголии и Китаю решались отправляться только самые отчаянные путешественники-авантюристы. Еще в XIX веке путь из Европы в Китай проходил по морю – на чайных клиперах вокруг Африки. Почему мы должны верить в то, что во времена средневековья запросто удавалось преодолевать огромный путь, который даже сегодня не является легким?
Если походы "монголов" на Русь, согласно логике, совершались в случае невыплаты дани и были событием достаточно редким, как же возили ежегодно за тысячи километров саму дань? Даже если столица Золотой Орды находилась где-то ближе, например, в Поволжье, возникает еще один вопрос: что делали "монголы" с данью? Возводили на эти средства дворцы, или закупали огромное количество имущества? Должно было остаться от этой роскоши хоть какие-нибудь следы. Таких следов НЕТ АБСОЛЮТНО.
Где же находилось государство, от которого не осталось никаких следов – Золотая Орда? То, что российскими идеологами культивируется образ страшной и плохой Орды, ещё не означает доказанность её существования. Зачем нужны туркменские халаты и нарочито подчёркнутое отличие от европейских народов? Похоже на то, что не находят никаких реальных следов Золотой Орды по одной простой причине – это виртуальное государство, создатели образа которого – российские историки XVI - XIX века утерли нос предкам Била Гейтса.
Найти разгадку тайн, связанных с периодом, называемым "монгольским" игом, смогут лишь профессиональные историки, не обремененные политическими и идеологическими заказами. В этой и последующих главах, посвящённых Орде, автор предлагает несколько версий событий, которые, возможно, помогут в этих поисках.
По мнению автора, ответ на вопрос «что такое орда?» не имеет никакого отношения к национальностям, потому что находится совсем в другой плоскости.
Выскажу предположение, что русское слово «орда» происходит от «ordo» – порядок, устройство. Во всех западноевропейских языках есть производные от этого слова: order, ordre, orden.
Смысловое значение этих слов можно объединить в следующие группы:
1) Порядок, приказ, власть.
2) Религиозное и/или территориальное образование, с системой обязательного подчинения. Рыцарские и духовные ордены. Интересно, что в польском языке, находящемся на границе восточной и западноевропейской лексики рыцарский орден обозначается словом «zakon» (Тевтонский орден – Zakon Krzyzacki).
3) Знак отличия человека или такого образования.

В русском языке есть варианты прямого заимствования этого слова. Орден = Награда. Ордер = письменное распоряжение или приказ, который, наверно, видел и держал в руках каждый.
Таким образом, ордынцы не обязательно были раскосыми всадниками на маленьких лошадках, впервые описанных Пржевальским в XIX веке. Ордынец – это представитель центральной власти, т.е. чиновник, либо военнослужащий, который, соответственно, собирает и распределяет налоги либо воюет. Современный коллега ордынца – ординарец сопровождает командира и передаёт его приказы.
В каждом советском человеке воспитано однозначно отрицательное отношение ко всему, что связано с ордой. Умышленно навязанное эмоциональное восприятие терминов, как правило, мешает восстановлению истинной картины событий. Например, нам когда-то внушали, что господа – это плохие люди, а бедняки – непременно хорошие; что царская охранка преследовавшая террористов – плохая, а НКВД, уничтоживший значительную часть своего народа – это орган, где служат люди с «чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем». Возможно, новая власть, сменившая в результате политической борьбы ордынскую, специально навязывала отрицательное отношение к предыдущему периоду правления – "игу".
Автор не берётся рассматривать вопрос происхождения слов «монголы» и «татары». Этими словами могли называть, рода войск, религии (например, язычников), или эмоциональное отношение к ним. Например, возможно, через несколько сотен лет после нас, российские историки изучающие афганскую войну 1979 – 1989 годов будут биться над вопросом, что за нация противостояла Советской армии? Даже сейчас уже мало кто помнит, что «душман» – это нарицательное слово, означающее в переводе «враг».
Предлагаемая трактовка понятия «орда» одновременно упрощает и усложняет историческую картину средневековья. Если «орда» – это нарицательное слово, обозначающее любое государство, то в роли кандидатов на роль средневековых ордынцев окажется множество народов, в том числе и западноевропейских. Возможно, в разное время словом «орда» в русских летописях могли называться четыре не существующих ныне государства: Тевтонский орден, Византийская империя, Новгородская республика и Великое княжество Литовское.
Многочисленные описания Орды изобилуют тюркскими словами: «хан», «мурза», и т.п., взятыми из арабских источников. Конечно, они придают восточный колорит, но не уводят ли они умышленно в сторону от истины? В русских летописях вообще нет такого слова – «хан», есть только «царь». Естественно, что арабы описывая чужую страну, используют свою лексику. Это не означает, что в описываемом ими государстве превалировала арабская терминология и обычаи. Например, современные американцы называли Генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва – «мистер русский президент». Это совсем не означает, что в СССР был тогда такой пост, а мистер Хрущёв ел гамбургеры, положив ноги на стол.
Согласно документам ордена Тамплиеров, рыцари которого участвовали в битве под Легницей, "монгольские" завоевания в Европе начались в … Пруссии. Устремившееся в Европу после Легницы войско монголов, состояло из «туркменов» (в русском переводе).
Возможно, ясность могло бы внести изучение летописей Тевтонского ордена, а также Византийской империи, в непосредственной близости, от которой происходили эти события. Тевтоны, как известно, принимали участие сначала в покорении Пруссии, а потом и в Легницкой битве. История Тевтонского ордена дошла до нас в версии, отредактированной поляками, относившихся резко отрицательно ко всему тевтонскому. Затем тевтонское наследие ещё раз было подвергнуто ревизии прусских историков, также их не жаловавших. Даже в сохранившихся тевтонских замках пруссаки демонстративно устраивали солдатские казармы и конюшни. Один из основных источников сведений о событиях в древней Руси – Радзивиловская летопись попала в Российскую империю из Пруссии. Была ли она прусской подделкой? Побуждающим мотивом для изготовления фальсификата не обязательно могут быть глобальные интересы государства. Например, в России, половина истории переписана ради доказательства законности воцарения в 1613 году династии Романовых.
Из многочисленных описаний "татарского ига" и поездок в Орду за ярлыком следует, что верховная власть находилась вне пределов русских княжеств. Куда же ездили за ярлыком русские князья? В леса и пустыни на восток и юг от Москвы и Владимира?
Российские историки, описывая картину средневековья, настаивают на существовании "ига", навязанного неимоверно далеким и малочисленным народом. Конечно, любая, даже самая фантастическая версия имеет право на существование. Но почему мы должны принимать как истину невероятные истории и упорно не замечать реальное соседство Московии с могущественными государствами: конфедерацией Полоцка и Новгорода, а позднее, с огромной и могущественной империей – Великим княжеством Литовским, простиравшимся от Балтийского до Чёрного моря?
Еще один гигант – Византийская империя, после разграбления Константинополя в 1204 году не исчезла совсем. Крестоносцами была создана Восточная Латинская империя только на землях центральных областей бывшей Византии. На окраинах сохранилась власть византийских династий, и образовались три государства: Трапезунд, Эпирский деспотат и Никейская империя. Глава последней – Феодор Ласкарис более полувека вел упорную борьбу за восстановление императорской власти, которая успешно завершилась в 1261 году, когда его преемник Михаил VIII возродил Византийскую империю, просуществовавшую до её второго уничтожения турками в XV веке. Коллеги византийцев по несчастью: полочане и новгородцы, также все это время вели борьбу против экспансии крестоносцев. Разгром меченосцев у озера Дурбэ в 1260 году надолго отбил охоту у любителей крестовых походов на полоцкие и новгородские земли.
По большому счёту, нет полной ясности с понятием «турки». Кто это, пришлый народ, или граждане Византии, принявшие мусульманство? Может быть, здесь кроется разгадка тайны: откуда взялись «туркмены» в армии Батыя? Turkman – это просто “турок”? Тогда борьба Константинополя с турками в XV веке – это гражданская война? С течением времени географические, и этнические названия меняют привязку и зачастую начинают обозначать совсем другие понятия. Например, современные литовцы и русские имеют лишь косвенное отношение к средневековым литвинам и русичам.
Батый пришёл в Киев со стороны Софийских ворот. Может быть, участниками походов на Киев и в Западную Европу являются византийцы? В этом случае нет ничего удивительного в высоком качественном уровне «монгольского» оружия. В российской исторической литературе иногда указывается на родственность корней «цар» и «сар». Может быть, столица Золотой Орды находилась на берегах бухты Золотой Рог, а Царьград и есть не найденный поныне Сарай? Константинополь, переименованный турками в Стамбул, распространял свою власть и на крымских татар, с которыми поочередно вели войны ВКЛ, Речь Посполитая и Российская империя вплоть до XIX века. Взятие Суворовым Бахчисарайского дворца крымских ханов – это уничтожение последнего оплота Золотой Орды?

Источник http://spolohi.ru/