ВЛАДИВОСТОК-2007: Крутой маршрут

Тривиальные маршруты уже не по душе спартаковскому болельщику - везде бывали, все видывали, так что пересечь границу с Китаем по дороге во Владивосток показалось весьма заманчивой идеей. В путешествие отправились всемером.
 Решено было лететь до Иркутска, дальше на поезде. Билетов на прямой поезд до Забайкальска (граница с Китаем) достать не удалось. Однако, расписание поездов позволило достигнуть границы с минимальными потерями во времени, хотя и с двумя пересадками.
Целый день мы провели на Байкале.

До станции Слюдянка от Иркутска добрались на электричке. Стать очевидцем такого штурма автолюбители совсем не ожидали – в отличие, от друзей-замкадышей – мол, на Ярославке в 8 утра еще не такое увидишь. В воды самого глубокого озера в мире погрузилась большая часть участников экспедиции. Стоит отметить, что температура воды – не больше 12 градусов. На берегу была выпита не одна бутылочка крепкого и съеден не один омуль, так что предложение главы экспедиции было воодушевленно принято: «Голоса, которые постоянно подсказывают мне, что делать, на этот раз посоветовали идти на сопку». Дорога на сопку лежала сквозь старую деревню вблизи станции. Вычерненные и сгоревшие дотла дома, заборы, полная тишина и одинокая корова – ощущение, что жизнь лет 50 назад покинула эту местность. И все-таки сопка была покорена, а потрясающий вид на озеро вдохновлял на употребление еще немножко крепенького.

Однако, нам стоило торопиться – еще утром на вокзале в комнате ожидания был замечен телевизор. Вдали от столицы у нас была возможность посмотреть игру с бомжами. И мы бы ее действительно увидели, если бы не сборище господ кому за 70 перед этим самым (похоже, единственным) телевизором, которые, отложив все свои домашние дела, собрались порадовать себя выступлением Елены Воробей и сотоварищей. Россия во всей своей красе. Там же в Слюдянке глава экспедиции исполнил – купил свой же телефон за 1000 рублей.
Вечером наш поезд уже мчал в столицу Бурятии – Улан-Удэ. Более абсурдного города вряд ли можно найти на карте. За полтора часа нам удалось осмотреть главную и единственную достопримечательность города и вернуться на вокзал – нас ждал десятичасовой сидячий экспресс до Читы. Отдельно стоит отметить внешность буряток. Огромные такие головы с абсолютно плоским лицом и узкими, близко посаженными  глазами. Кто-то назвал их медвежатами, кто-то инопланетянами.
В Чите нас ждал «знакомый», который уже запланировал культурную программу на те 3 часа, которые мы имели в запасе перед отправлением поезда до Забайкальска. Мы посетили матч второй лиги «Чита»- «Смена».

Газмяс отдыхает. Баннеров больше, чем болельщиков. Да и те умудрились поссориться и разделились на 2 группы по разные стороны от поля. Самая активная часть состояла из 5 человек.
Чуть не опоздав на поезд, так и не получив от этого «знакомого» обещанные авиабилеты Пекин-Владивосток и, соответственно, оставив его без их оплаты, мы отправились на границу. Те, кто планировал пробовать заморские напитки, беспробудно пили подмосковную водку.
Рано утром мы достигли границы. Попасть на ту сторону можно 2 способами – либо регулярные автобусы для тех, кто имеет визу в паспорте, либо «микроавтобус» годов 60х для таких, как мы. Отправление по мере заполнения. Минут 20 восточного родео и мы на контроле. Процедура оформления визы заняла около часа и обошлась в 700 рублей. И так мы имели разрешение на пребывание в Поднебесной на 5 дней.
Сразу по ту сторону начинается Манчжурия.

Многие русские с пограничных территорий приезжают сюда на увеселения. Город очень яркий, цветной, будто игрушечный. Надписи на зданиях здесь дублируются на русском. Отправляемся сразу на вокзал, чтобы достать билеты до Харбина. Прорвавшись к кассам, понимаем бесперспективность сего мероприятия. Продажа ж/д билетов в Китае открывается за 4 дня до отправления поездов, и скупаются они полностью. Уехать в тот же день невозможно. Но тут же нарисовывается  китаец Саша, который предлагает билеты на автобус. В целом же Китай встречает нас как сладеньких: такси до обменника за 70 юаней вместо 8, автобус за 250 вместо 200. Из банка, кстати, нас выгнали – там меняют только местным. Нас же отправили на «биржу» - китаянки за столиками, перебивая друг друга, зазывают гостей города обменять валюту по беспонтовому курсу. В Манчжурии мы впервые попробовали утку по-пекински. Блюдо состоит из 5 тарелок, подразумевает определенный порядок действий и потрясает своими вкусовыми качествами. Вдоволь наевшись и порадовавшись столь низким ценам, отправляемся к автобусу, на котором стоит остановиться отдельно.
Глава экспедиции сравнил это чудо света с автобусом для волшебников, которые попали в беду в известном фильме. Внешне он ничем не отличается от обычных венгерских или немецких, но зато внутри…вместо привычных сидений - 50 двухярусных узких кроватей с матрацом и подушкой. Входить в обуви в такой автобус нельзя, при входе висят специальные пакетики. Лежачий автобус также оснащен множеством телевизоров.

Выехав в 3 часа дня, под утро мы достигли следующего ключевого города -Харбина. Остановившись на заправке по дороге, вся китайская братия направилась к туалету. Среди них оказался русскоговорящий китаец Миша с Измайлово, англоговорящий (большая редкость в Китае) Сула и молчаливый, но как позже выяснилось, пьющий Яо Мин,  названный так нами за свой нетипичный для китайцев высокий рост в честь единственного известного китайского баскетболиста. Перегородка между мужским и женским отделениями составляла порядка полутора метра высотой.
Харбин был основан русскими железнодорожниками. В настоящий момент об этом факте напоминает русский квартал, церковь Святой Софии,

а также остров Солнца с расположенной на нем русской деревней. Добраться до острова можно как на катерах и паромчиках, так и на фуникулере. Река сильно высохла, теперь на песке китайцы запускают воздушного змея и катаются на лошадях.

На фоне близстоящих небоскребов смотрится весьма колоритно. От площади центрального вокзала до пешеходной улицы мы добирались на моторикшах. Открытая незащищенная коляска, ведомая китайцем на мотороллере, совершенно не соблюдающим ПДД: выезды на встречную полосу, проезд по тротуарам, напрямик через толпу и т.д. Зато быстро, весело и дешево.
Жд билеты здесь нам также не удалось взять, поэтому впереди нас ждал перелет до Пекина местными авиалиниями. Едва ли можно назвать съедобным то, что нам предложили на ужин в самолете. Итак, мы приземлились в столице Поднебесной.Чтобы описать ее размеры, достаточно упомянуть, что в отличие от московских 4 колец, ее окружают 9. На рейсовом автобусе мы добрались до центра и дальше до жд вокзала. Нам все-таки хотелось попасть на Желтое море. Опять очереди, люди – сотнями лежащие на привокзальной  площади. Местным барыгам не удалось впарить нам левые билеты – печатный путеводитель нас уже о них предупредил. Вопрос с ночлегом еще не был решен к тому времени. На ресепшене пятизвездочного отеля нас связывают (в полночь!) с туристическим агентством, которое предлагает весьма бюджетный вариант с хостелом. Прибыв на место, понимаем, что не прогадали: удачное расположение, приличные недорогие номера, кафе с европейской кухней.
Потребность к употреблению местного, ну очень дешевого алкоголя у половины экспедиции разделила нас на 2 части. Пока у одних день и ночь поменялись местами и осмотр достопримечательностей проходил в 6 утра, другие знакомились с местной культурой, как подобает типичному туристу. Мы должны быть благодарны судьбе, которая свела нас в лежачем автобусе с этими двумя китайцами. С их помощью была организована и маршрутка на Великую Китайскую стену – грандиознейшее сооружение.

Ее начало и конец, похоже, действительно, разве что с Луны увидишь. Толпы туристов, натыкаясь друг на друга, устраивая заторы в низких арках, снуют по стене то в одну, то в другую сторону. На одном из холмов вымощена огромная надпись Beijing 2008 – летом 2008 года в Китае пройдут Летние Олимпийские игры. На обратном пути часть экспедиции посетила Летний Императорский дворец – летнюю резиденцию императорской семьи.

По подслушанным рассказам, императрица имела огромное влияние на мужа и растрачивала бешеные деньги (которые должны были идти на вооружение) как на собственное убранство, так и на обустройство этой резиденции. Император же вряд ли был сильно расстроен – в Запретном городе, который сейчас является самым центром Пекина, он содержал 2700 наложниц. Отбирая их по всей стране, он мог прибегнуть к услугам любой из них. Дома в Запретном городе стоят на небольшом расстоянии друг от друга – охрана перемещалась по крышам. И кроме них никто не знал, где в данный момент находится император. В настоящее время фасад украшен портретом Мао Цзе Дуна и выходит на самую большую в мире площадь - Тяньаньмень. В центральном общественном туалете можно не только купить сувениры, но и лицезреть китайские марши, демонстрируемые на плоских экранах.
Также Пекин запомнился рынком с местными «лакомствами»: шелкопряды, морские звезды, скорпионы и т.д.

– самые смелые из нас это даже попробовали в последний вечер. После ярмарки на одной из центральных улиц красноречивые интонации одного из членов нашей экспедиции привлекли около сотни зевак-китайцев. Не понимая ни слова, они вдумчиво вглядывались в иностранца в майке-алкашке с кепкой Мао Цзе Дуна на голове. Представление закончилось совместным скандированием имени одной из регбийных школ Москвы.
Наши друзья китайцы были вписаны к нам в хостел и, поспав часа 3, мы отправились в аэропорт. Приходилось присматривать за нашим непротрезвевшим туристом – неуверенные движения могли привести его к соседней стойке  регистрации на рейс в Куалу Лумпур. Итак, следующая остановка – Владивосток.